Роман Гургенович Балаян - знаменитый кинорежиссер, Народный артист Украины, академик Академии искусств Украины.
Директор телекинорадиокомпании «Иллюзион-фильмз».
– Роман Гургенович, нас, украинских армян, очень обрадовало известие, что в этом году международный кинофестиваль «Золотой абрикос» открыла Ваша картина. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, что за ленту Вы представили зрителям кинофорума.
– Я представил фильм «Райские птицы». Действие картины разворачивается в 1981 году. Главный герой – молодой прозаик, печатающийся только в самиздате. Он знакомится с диссидентом-гуру – свободным человеком, который считает, что для настоящего таланта нужно уметь «реально летать». И когда героя научили летать, его начало преследовать КГБ. Герой и героиня вынуждены улететь во Францию, оттуда снова в СССР, где он и погибает.
«Золотой абрикос» уже второй раз открывается моими картинами, но я никогда не отдаю фильмы на конкурс.
Вначале это был фестиваль армянских картин – фильмов, в которых играли или участвовали армяне. Я сказал Аруту Хачатряну – Президенту фестиваля: «Как-то скучно. Сделай фестиваль не только с армянами», и он сделал. Только как это ему удается в условиях блокады – непонятно. Кстати, у кинофестиваля много недоброжелателей, в основном это те, кто не получил аккредитации или не попадает на банкеты.
В этом году перед показом моей картины я попросил зал встать и помянуть погибших 1 марта (тогда ушли из жизни восемь человек). Погибли в основном молодые люди, а ведь они могли бы еще жить, у них могли бы быть дети! Я никогда не принадлежал ни к оппозиционной партии, ни к партии власти, и политического смысла в свою просьбу не вкладывал. Ведь среди погибших были не только оппозиционеры, там был и полицейский, который выполнял свой долг по поддержанию правопорядка. Погибли армяне, и я считал своим долгом помянуть их.
– На Ваш взгляд, что дает международный кинофестиваль «Золотой абрикос» армянскому кино?
– Имидж. Необходимо, чтобы мир побольше узнал о культуре и истории армянского народа. В некоторых странах люди знают, что есть такая страна Армения и ее жители армяне, но не больше.
Лично я там провожу время только со своими друзьями. Каждый раз, когда я приезжаю на кинофестиваль, они просят меня привезти им какую-то киновеличину. Два года назад я пригласил Михалкова, год назад – Александра Адабашьяна, а вот сейчас – Машкова. Машков всех удивил, когда обратился к зрителям на армянском языке. Собственно из-за этого я его и пригласил. Он в Лос-Анджелесе немного научился армянскому языку. Зал принял его бурными аплодисментами – идея удалась.
– Какие картины из представленных на фестивале Вам понравились?
– Я ничего не смотрю, мне важно, чтобы другим понравилось. Важно, чтобы все недоброжелатели поняли, что фестиваль должен быть и становиться гораздо шире. И желательно, чтобы он проходил не в июле, а то выходишь из гостиницы, и тебе хочется вернуться обратно, жарко очень.
Мне очень приятно, когда хвалят армянина, неважно – какой он профессии. Вот когда хвалят Атома Эгояна в Каннах, в Венеции, мне это доставляет радость. Не имеет значения, смотрел я его фильмы или нет, понравились мне его картины или нет. Я рад тому, что какой-то армянин где-то прославился. Меня радует, когда армяне известны из-за чего-то хорошего в любой сфере.
– Роман Гургенович, кого из новой генерации режиссеров Вы бы выделили?
– Я не знаю никого из новой генерации, кроме Маслобойченко, Натальи Андрейченко, Санина, которых считаю очень талантливыми.
– А армянского происхождения кого можете выделить?
– Я знаю только двух режиссеров, которых люблю, – это Артур Пелешян и Карен Геворкян. Свой последний фильм он снял в объединении, которым я руководил, – «Пегий пес, бегущий краем моря», и за эту работу получил гран-при в Москве. Я говорю о тех режиссерах, фильмы которых знаю. Возможно, есть и другие.
– Согласны ли Вы с мнением, что Вы являетесь продолжателем дела Параджанова?
– Я подражал Параджанову только в дипломной работе и не считаю, что сейчас продолжаю его дело. Но если иметь в виду, что Параджанов очень помогал молодым, я тоже этим занимаюсь.
– Что Вы хотели бы сказать молодым талантливым кинорежиссерам? Может, дадите советы для их творческой реализации?
– Для самореализации необходимо обладать внутренней свободой, несмотря ни на что, – может власть измениться, придут другие люди или изначально может быть неблагоприятная обстановка. Надо уметь оставаться самим собой, не служить ежеминутному и ситуативному.
– Не собираетесь ли Вы снять фильм на армянскую тематику, например, об истории армян в Украине?
– Если будет что-то интересное, то я бы согласился снимать. Но и если кто-то другой будет его снимать, то я готов всячески этому способствовать.
– Сняли бы фильм о геноциде?
– Вообще-то, это не моя тема. В 1986 году в Германии мне предлагали снять фильм «Сорок дней Мусса-дага». Когда я отказался, там очень удивились. Конечно же, это не значит, что я, как и все армяне, не помню об этом ужасе в армянской истории.
– Существует ли объединение армянских деятелей культуры и, в частности, деятелей кино в Украине?
– По-моему, нет. Я вообще мало контактирую с общиной. С самого начала я договорился так: если членам общины что-то необходимо, они говорят мне, и я делаю. И я делаю все, что в моих силах.
– Что хотите пожелать нашим читателям и вообще армянской диаспоре Украины?
– Надо интегрироваться в культуру Украины, не забывая своих истоков. Наших детей необходимо обучать армянскому языку, истории, обычаям, песням и танцам. Мы должны демонстрировать свою культуру украинскому зрителю, а не ограничиваться только рамками диаспоры.
А вообще-то, любой представитель армянской диаспоры должен быть вдвойне ответственным армянином, живя не на родине.
Беседовал Марат Акопян
***
Фильмография
«Эффект Ромашкина» – 1973 г.
«Каштанка» – 1975 г.
«Бирюк» – 1978 г.
«Полеты во сне и наяву» – 1983 г.
«Поцелуй» – 1983 г.
«Храни меня, мой талисман» – 1986 г.
«Филер» – 1987 г.
«Леди Макбет Мценского уезда» – 1989 г.
«Первая любовь» – 1995 г.
«Две луны, три солнца» – 1998 г.
Видеофильм «Ночь в музее Параджанова» – 1998 г.
«Ночь светла» – 2003 г.
2008 г. – «Райские птицы» (сц. Р. Ибрагимбеков, оператор-постановщик Б. Вержбицкий, художник-постановщик В. Карашевский, композитор В. Храпачев, в фильме снимались: А. Кузичев, Е. Пазенко, О. Янковский, О. Акиньшина, С. Романюк)
|