Ольга Жила, украинский журналист
– Ольга, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили отправиться именно в Армению?
– Я давно хотела туда поехать, поскольку у меня там друзья. Кроме того, я знала об Армении очень мало: только то, что там было землетрясение и что в Армении делают отличный коньяк. Естественно, возникло желание расширить свой кругозор. Ереванские друзья много рассказывали об Армении, – это тоже усилило мой интерес.
– А что именно Вас заинтересовало: история, культура?
– Да все – и история, и культура. Мне посчастливилось попасть на концерт известного армянского музыканта Ваана Арцруни в рок-клубе «STOP». Впервые в жизни я слышала живую армянскую музыку! Да еще рок! Именно через искусство и людей я узнаю другую страну. Побывать в музее Сергея Параджанова – это тоже событие в моей жизни. Я долго не могла отойти от его коллажей: стояла и смотрела на них, думая о детстве. В нашем доме много лет висела репродукция Джоконды, отцу (а он тоже художник) она очень нравилась. Я также открыла для себя художника Мартироса Сарьяна, у него очень солнечные картины Армении.
Но больше всего, я повторюсь, мне хотелось увидеться с друзьями и посмотреть ту Армению, о которой они рассказывали. В принципе, так и вышло.
– А кто Ваши друзья? Тоже журналисты?
– Один – журналист, другой работает в сфере транспортных перевозок, еще один – менеджер. Подруга, у которой я гостила, воспитывает троих чудесных дочурок. Мне очень хотелось наконец-то увидеть всех их. Тем более, они так активно меня приглашали, что я поняла: надо лететь.
– Какое первое впечатление об армянах было у Вас?
– Очень хорошее, оно сложилось во время перелета из Киева в Ереван. В самолете я познакомилась с одной армянкой, ее зовут Лена. Мы разговорились, она поведала, что ее родители живут в Украине, в Сумской области, а она с мужем – в Ереване. Когда мы подлетали к аэропорту «Зварнотц», она поинтересовалась, будут ли меня встречать, я ответила: «Ну, конечно, я же лечу в другую страну!» Но Лена очень волновалась обо мне и решила воочию убедиться, что я не останусь одна. То есть, пока не увидит, кто меня встречает, не поедет домой. И знаешь, Марат, именно это человеческое отношение к незнакомому человеку меня очень тронуло! Я поняла, что такое армянская гостеприимность!
Я даже была несколько удивлена: когда собиралась в Армению, некоторые из моих знакомых советовали быть поосторожней, мол, люди кавказской национальностей могут похитить (смеется). Оказывается, существует много мифов вокруг Армении. Например, недавно я услышала, что армяне исповедуют мусульманство, хотя во Львове уже много веков стоит армянский кафедральный собор. Наверно, вам надо активнее развеивать такие мифы.
– Ольга, когда Вы вступили на армянскую землю, какие были ощущения?
– Конечно же, я почувствовала, что я в другой стране, и захотелось как можно быстрее знакомиться с ней, исследовать. Когда я ехала из аэропорта и разглядывала из окна ночной Ереван, у меня создалось впечатление, что я не в ближнем, а дальнем зарубежье. Потом, когда я начала обращать внимание на надписи на армянском языке и услышала армянскую речь, до меня дошло, что я в Ереване.
Да, еще мне очень понравилось, что у вас все казино размещены за городом, а не в центре, как в Киеве.
– А как решалась языковая проблема, ведь в Ереване большинство говорят на армянском?
– Да, это так, в Ереване, и в Армении в целом, люди общаются на армянском. Конечно, тут нечему удивляться, но я уже привыкла к русскоязычному Киеву и думала, что так, как у нас, везде. Но языковой проблемы у меня не было, все знают русский, а некоторые из моих ереванских друзей понимают украинский и немножко на нем общаются. Это было очень приятно!
– А где еще, кроме Еревана, Вы были?
– В Гегарде и Эчмиадзине. Я приехала всего на неделю, это мало, чтобы полностью насладиться красотой страны, всеми ее культурными достопримечательностями. Ереван за неделю не успеешь посмотреть – это очень большой город. Армению надо раскрывать, не спеша, без суеты, деликатно, как будто ты держишь в руках очень ценный предмет.
– Какие места Вас впечатлили больше всего?
– Гегард и Цицернакаберт. Первый – величественной красотой, а второй – национальной трагедией. Мемориал и Музей так же остро врезались мне в память, я впервые в жизни увидела музей такого рода [Музей геноцида]. Когда мне предложили туда пойти, я не могла отказать, потому что это память народа, а с другой стороны, взял верх журналистский интерес. Друзья посоветовали набраться мужества, потому что в Музее находится много страшных фотографий, картин, свидетельствующих о геноциде армян. Но я не испугалась и молча сопереживала армянам. Наверно, потому что мой народ тоже пережил голодомор, ну, и друзья были рядом.
Армяне молодцы, что так чтят память и историю. У них это передается с молоком матери, даже дети знают, что 24 апреля – День памяти жертв геноцида армян. Не все украинцы знают о «своей» аналогичной дате. Возможно, это из-за того, что мы только начинаем говорить о голодоморе. Украинцам надо брать пример с армян в этом плане. Вернувшись из Армении, я начала больше изучать и ценить свою историю.
– А как Вы относитесь к тому, что наши украинские политики до сих пор не признали геноцид армян?
– Когда идет речь о политических и экономических интересах, мораль не в счет. Поэтому я не люблю политику.
– Какое впечатление произвел на Вас Эчмиадзин? Были ли Вы в Кафедральном соборе?
– Конечно, была. Мне понравились отношения церкви и прихожан: нет большой дистанции между ними. В храм можно прийти в брюках, головной убор необязателен. Кроме того, армянские церкви не такие помпезные, как украинские. Тот же Кафедральный собор величественен, но в тоже время скромен, без шика. Икон – минимум, молиться можно в специальных местах, своеобразных келиях, где человек может побыть один. Да, и еще мне понравилось, что молиться можно сидя.
– Удалось ли увидеть реликвии Армянской церкви?
– Да, я видела наконечник копья, которым пронзили распятого Иисуса Христа. Друзья рассказывали, что раньше копье хранилось в Гегарде. Нам показали также десницу св. Григория Просветителя и частицу Ноева ковчега.
– Какие ощущения были, когда Вы увидели частицу древа Ноева ковчега?
– Интерес! Где еще увидишь такую реликвию? Вера становится крепче.
– Поедете еще в Армению?
– Хотелось бы, я ведь мало что видела на самом деле. Когда улетала в Киев, в аэропорту удивились: почему так мало пробыла в Армении? Вах, армянская гостеприимность! Как сказал один мой армянский друг Давид, эта моя недельная поездка – всего лишь разведка, поэтому в следующий раз я хотела бы съездить в Гарни, Ошакан, Севан, Сардарапат, Ахпат, Санаин, Карахундж.
– После путешествия в Армению что бы Вы хотели передать нашим читателям?
– Никогда не забывать своих истории, корней и время от времени приезжать на историческую родину, хоть это и не дешево. Ведь страна, где ты родился – как любящая мама, принимающая тебя таким, каким ты есть. Это место, где ты не чувствуешь себя одиноким.
Беседовал Марат АКОПЯН
|