Почетный академик Академии искусств Республики Армения, заслуженная артистка Украины
– Тамара Константиновна, расскажите немного о себе.
– В Ташкенте, где я родилась в 1918 году, существовал армянский тупик. В нем проживали армяне, бежавшие из Нагорного Карабаха, спасаясь от резни, как и мои родители. Жили мы небогато, делали вино и пекли армянский хлеб.
В Ташкенте была армянская церковь, при ней – школа и армянский рабочий дом, в нем любительская труппа ставила традиционный Аршин Малала и Лейла и Меджнун. Я с детских лет любила петь и танцевать. В школе и в институте всегда выступала на концертах, в самодеятельности, получила первую премию на республиканском конкурсе.
В 1941 году была принята в Ташкентскую консерваторию. Во время войны переехала в Москву. В Московской консерватории избрала жанр народной песни и успешно выступала в концертах как солистка Всесоюзного гастрольного концертного объединения. В Киеве оказалась по семейным обстоятельствам. Работала в Киевской филармонии с 1947 года, популяризовала песни народов мира.
Уйдя на пенсию, десять лет руководила художественной самодеятельностью с большим увлечением. Затем занялась журналистикой. Мои статьи печатали киевские газеты и журналы. В основном писала о деятелях культуры, с которыми была знакома, некоторые уже, к сожалению, ушли из жизни. Мои статьи на нравственно-моральные темы были изданы книжкой под названием «Незабываемые». Год назад Союз армян Украины поспособствовала изданию моей книги «Судьба моей песни», за что я бесконечно благодарна всем, кто принял в этом деле участие.
– Скажите, пожалуйста, чем Вы сейчас занимаетесь?
– Сейчас занимаюсь архивными материалами, которых у меня накопилось в большом количестве. Еще у меня возникла мысль написать книгу о метаморфозах, произошедших на протяжении моей долгой жизни в вопросах этики, нравственности, культуры. Возможно, приму участие в концерте в Колонном зале Киевской филармонии, посвященном писателю Шолом Алейхему.
– Как Вы считаете, за годы независимой Украины насколько армянской диаспоре удалось решить свои насущные вопросы?
– В давние годы я дружила с единственной армянской семьей в Киеве. Случайно случившееся знакомство обнаружило наше землячество. Андроник Багдасарович Мелькумян был из того же села, откуда моя мама, из Гадрута. А полковник в детстве дружил с моим дядей. С этим хорошим человеком, его отличной семьей мы были в теплых отношениях до конца его дней. Общение с армянами началось фактически с появлением ростков армянской общины. В Киеве прибавилось армянского населения вследствие грустных событий – землетрясения в Спитаке, резни армян в Сумгаите. Армянские общины действуют, то активизируясь, то затухая. Решила бы проблему армянская церковь – место соборности, общения. Уже много лет идея строительства церкви не реализуется.
В последние годы знакомство и сближение с земляками приносит мне чувство единства с моим народом. Радует уважительное отношение моих соотечественников, а еще больше – то, что моя армянская фамилия была очень популярна в Украине, мелькала на афишах, страницах газет и журналов, до сих пор я частый гость в передачах телеканала «Культура». Меня радует, что в Украине многие армянские фамилии носят достойные деятели науки, медицины, искусства, мои земляки, пользующиеся в Украине уважением. То, что в девяносто лет мне присвоили звание заслуженной артистки Украины, я воспринимаю не как личное событие, я этот факт праздную как армянка, чье творчество оценено Украиной.
За последних два-три года диаспора заметно активизировалась, появилось больше возможности общения, стали друг друга узнавать, знакомиться, проводятся разнообразные мероприятия, создан танцевальный ансамбль, который пользуется успехом, отмечаем вместе праздники, День ветеранов, День победы и т. д. Конечно, хотелось бы, чтобы деятельность диаспоры была более активной и более постоянной, чем сейчас, потому что у людей очень большая жажда общаться. Маленькая часовня на территории МАУП очень маленькая, тесная, в ней не помещаются все прихожане, поэтому она не может быть соборным местом. Должна быть церковь, которая всегда соединяет людей.
– На Ваш взгляд, растет ли достойная смена армянской интеллигенции в Украине?
– По-моему, да, потому что многие молодые люди учатся в вузах, как-то себя проявляют, работают, трудятся.
В Украине у молодежи больше возможностей, нежели у меня, родившейся в Ташкенте, где не было никакой возможности приобщиться к культуре Армении, ее языку, потому что все было русскоязычное; некоторые оказались за пределами своей родины и имели возможность не забывать язык, знакомиться со своими историей и культурой, – обеспечение такой возможности, по-моему, прямая задача армянских общин.
– Какими общими страницами армяно-украинской истории Вы гордитесь?
– Недавно я посетила выставку, посвященную армянской диаспоре в Украине, и там было очень много интересных документов многовековой давности, которые подтверждают пребывание на украинской земле наших предков с очень давних пор. Я думаю, что многие армянские фамилии с достоинством иллюстрируют возможности и таланты народа, который хочет на чужбине носить свою фамилию с достоинством.
– Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
– Желаю, чтобы издание было интересным для читателей, освещало животрепещущие вопросы не только общего, но и частного порядка. Армянам желаю хранить в Украине свои традиции быта, семьи, традиции преданности родителям, не терять основные качества армянского народа – гостеприимство, дружелюбие, дарить друг другу минуты удовольствия от общения и встреч.
Беседовал Марат Акопян
|