Представляем интервью с известной органисткой Нарине Симонян – Информационно-аналитическому центру Analitika.at.ua – Госпожа Симонян, скажите, впервые ли Вы в Киеве и с какой целью приехали?
– Это мой третий визит в Киев. В Украине я дала десятки концертов, приезжала на разные фестивали, в прошлом году играла в костеле. Я очень люблю Киев и не упускаю возможности прогуляться по украинской столице, так как мне очень нравятся ее достопримечательности, соборы.
– Чему был посвящен Ваш концерт в костеле?
– Концерт посвящен 20-й годовщине землетрясении в Армении. Я являюсь уроженкой города Ленинакана (Гюмри), который 7 декабря 1988 года пострадал от страшного землетрясения и был очень сильно разрушен. Это была большая трагедия для такой маленькой страны как Армения, которая впоследствии была признана одной из крупнейших катастроф ХХ века. Я видела людей, которые хоронили своих детей и потом шли спасать живых. Гюмрийцы, в жизнь которых ворвались ужасные страдания, в психологическом плане герметичны, они никого не впускают в свою душу. Люди, пережившие несчастье, которое ни с чем не сравнимо, закрываются в себе, никогда не говорят, что у них на душе, они уже живут совершенно другой жизнью. И я убеждена, что им необходимо духовное возрождение, которое может идти только через искусство, и искусство несловесное, а музыка является удивительным целителем души. Я надеюсь, что мои концерты и в Украине, и в Армении помогут моральному восстановлению.
– Расскажите, пожалуйста, о своей деятельности во Франции.
– Я органистка и пианистка, принимаю участие в культурной жизни во Франции уже 20 лет. Я думаю, сейчас я должна хотя бы какую-то часть моей деятельности посвятить Армении, потому что там великолепные дети – наше будущее, которые часто не знакомы с органной музыкой, потому что Армения пока еще не органная страна, а я органистка и могу подарить детям новые возможности. Также я создала проект, благодаря которому будет построен большой орган для города Гюмри.
– Каково Ваше отношение к украинским музыкантам и украинской музыке?
– Я дважды играла в Киеве с оркестрами, и они мне очень понравились, их уровень очень высокий. И я очень надеюсь в марте следующего года сыграть с камерным оркестром Киева. Я хотела сделать два органных концерта с оркестром в этом месяце, но для них не хватило времени. И все же надеюсь тесно работать с украинскими музыкантами в дальнейшем.
– Вы уехали из Гюмри после землетрясения. Каковы Ваши ощущения как бывшей жительницы этого города?
– Вы знаете, что у людей, живущих на своей земле, ощущения совсем другие, нежели у тех, которые родились на чужой земле. Каждое утро, когда человек просыпается, где бы он ни находился, он встречает новый день там, где он родился, он чувствует утренний запах родного города. И чем старше мы становимся, тем чаще мы возвращаемся туда, где наша душа. Я очень привязана к моему городу, несмотря на то, что у меня не осталось ни дома, где я росла, ни друзей, которые меня знали, среди 25 тысяч погибших было 13 человек из моей семьи, моего детства просто не существует. И то, что со мной произошло, я хочу превратить в дар, а не страдание. Самое главное – превращать наши страдания во что-то большее, что не зря дано нам Всевышним.
– Ваше послание армянской диаспоре в Украине и украинцам?
– Я знаю, что значит жить в диаспоре, каково это стараться обязательно интегрироваться в страну проживания, не теряя своего «я», идущего от предков. Я желаю армянам, приходя в чужой дом, приносить что-то от себя, ведь, когда нам есть что дать (не в коммерческом смысле, конечно, а в духовном), устанавливается тесная связь с другим народом. Я очень хочу, чтобы ни один армянин, находящийся в Украине, не говорил, что он только армянин, замыкаясь в своей культуре. То есть, проживая не на родине, мы должны интегрироваться в культурном смысле, но в то же время – хранить свою национальную индивидуальность. Так я живу во Франции – оставаясь армянкой, приношу свою деятельность в дар Франции и в благодарность за возможность приобщения к ее культуре. Я хочу, чтобы армяне были настоящими гражданами Украины, а украинцы в Армении всегда чувствовали себя как дома.
Беседовал Марат Акопян
|