Директор Центра стратегического анализа Spectrum Гаянэ Новикова по просьбе Analitika.at.ua прокомментировала армяно-турецкие переговоры
Нормализация армяно-турецких отношений является наиболее интересной темой, касающейся Южного Кавказа, и, соответственно, вокруг этого вопроса множество спекуляций.
Скорость, с которой развиваются события с апреля 2009 года, свидетельствует о том, что, во-первых, и на Армению, и на Турцию оказывается серьезное политическое давление извне, своего рода принуждение сторон к компромиссу. Во-вторых, в случае выхода отношений на качественно новый уровень (а именно таковым станет установление дипломатических отношений и разблокирование турецко-армянской границы), оба государства будут иметь как политические и экономические дивиденды, так и определенные сложности. В-третьих, на государственных мужей, ответственных за решение о нормализации отношений, оказывается мощное давление изнутри, поскольку достаточно силен лагерь противников нормализации отношений (с предусловиями или без) и в турецком, и в армянском обществах. И, наконец, существуют третьи государства, интересы которых будут непосредственным образом затронуты.
Есть ряд вопросов, которые требуют ответа на уровне армянского и турецкого обществ. Насколько оправданы ожидания сторон? Готовы ли общества, активно культивирующие на протяжении почти столетия «образ врага» завтра – волею своего руководства и не только – стать партнерами на равных? Насколько рационально с политической, экономической, социальной и моральной точек зрения форсированное налаживание отношений? Какова цена разблокирования границы для Армении и Турции? Как это отразится на отношениях Армении с Нагорным Карабахом и Диаспорой, и на внутриполитической ситуации в стране? Как отразятся эти процессы на отношениях Турции с Азербайджаном и внутри страны – с радикалами?
На эти вопросы я пока не нахожу однозначного ответа, их трудно найти и в подписанных 1 сентября этого года Протоколах «Об установлении дипломатических отношений между Турцией и Арменией» и «О развитии отношений» между двумя государствами.
Однозначным позитивом является само намерение нормализовать ситуацию, поскольку факт того, что двусторонние отношения были поставлены Турцией в прямую зависимость от отношений с третьим государством – Азербайджаном, был иррациональным и создавал дополнительные сложности в непростых армяно-турецких отношениях.
Протоколы содержат стандартные формулировки о сотрудничестве в рамках международных организаций и о намерении способствовать мирному разрешению региональных конфликтов на основе норм и принципов международного права, которые, в контексте проблем региональной безопасности, я бы рассматривала как механизм взаимного сдерживания или взаимной нейтрализации.
Можно допустить, что Турция в некоторой степени может снизить уровень взаимодействия с азербайджанским лобби и свое участие в антиармянских акциях и кампаниях на международном уровне, что на деле не отразится на уровне турецко-азербайджанских стратегических отношений.
В то же время, Армения при продолжении лоббирования интересов Нагорного Карабаха может быть обвинена в недобрососедском и недружественном отношении. Для снижения давления на Армению и во избежание очередной «дипломатической ловушки» кажется необходимым пролонгирование голосования в Парламенте Армении по принятию Протоколов до тех пор, пока представители Нагорного Карабаха не станут прямыми участниками переговорного процесса по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта.
Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что результаты голосования в Парламенте Турции совершенно неоднозначны, и вряд ли ратификация Протоколов произойдет после первого же обсуждения. Как кажется, турецкое общество (которое проделало большой путь в психологическом восприятии проблем, связанных с Арменией, Армянским вопросом и Геноцидом), в котором достаточно сильны националистические и радикальные настроения, не готово к немедленному восстановлению дипломатических отношений с нашим государством.
Об этом свидетельствуют и заявления министра иностранных дел Турции Ахмета Давудоглу о том, что открытие границы – не вопрос сегодняшнего дня, и «для этого требуется длительный процесс». Серьезным обстоятельством является и его заявление о том, что «Турция в процессе урегулирования отношений с Арменией будет защищать интересы Азербайджана».
Другим важным для Армении вопросом является признание существующей армяно-турецкой границы, оформленной в соответствии с Карским договором 1921 года, что не отражено в Протоколах, однако, подразумевается. Стоит еще раз подчеркнуть, что в соответствие с нормами международного права и национального законодательства Армении, Республика Армения никогда не признавала, что этот договор является обязательным для нее. И может быть имеет смысл рассмотреть возможность заключения между Арменией и Турцией нового взаимоприемлемого двустороннего договора, полностью соответствующего нормам и принципам современного международного публичного права и предусматривающего взаимоприемлемый механизм разрешения споров, который позволит создать атмосферу доверия, безопасности и стабильности во всем регионе.
Марат Акопян, Информационно-Аналитический Центр Analitika.at.ua.
|