27 октября 2010 года в Астрахани, при посредничестве президента РФ Дмитрия Медведева, прошли очередные переговоры глав Армении и Азербайджана, по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта.
Данная встреча и принятая на ней декларация, фактически продолжили операцию Нагорно-Карабахской Республики по принуждению Азербайджана к миру в 1991-94 годах, но уже в виде дипломатической части этой операции, об этом Analitika.at.ua заявил кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Рубен Заргарян.
«Трехсторонние переговоры также подкрепили позиции Москвы в статусе ведущего посредника в переговорах. Но без окончательного признания независимости НКР и ее полноценного участия в подобных переговорах, достичь прорыва в урегулировании невозможно. Важно подчеркнуть, что Азербайджан не полномочен решать вопрос участия или неучастия НКР в переговорном процессе, так как этот вопрос трехстороннего формата, Нагорный Карабах – Азербайджан – Армения, юридически закреплен в основополагающих документах ОБСЕ по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта.
Если бы в 1991 году, в соответствии с нормами международного права, мировое сообщество признало независимость НКР, то не было бы агрессии Азербайджана 1991-1994 годов, сопровождавшейся этническими чистками и геноцидом против народа Нагорного Карабаха, а также последующих бакинских провокаций на границе. Азербайджано-карабахский конфликт был бы уже давно завершен, что способствовало бы поступательному развитию и сотрудничеству всех стран региона. Вызывает сожаление, что международные структуры до сих пор не дали правовую оценку азербайджанской агрессии.
После череды очередных военных провокаций бакинской администрации летом-осенью 2010 года против НКР, великими державами была упущена возможность предпринять совместные серьезные шаги к урегулированию азербайджано-карабахского конфликта путем решительного осуждения откровенной агрессии Азербайджана. Согласно резолюции Генассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, причем независимо от признанности государства и его членства в ООН. От международного сообщества следовало ожидать четкого и однозначного указания на виновника новой эскалации конфликта – действующую бакинскую администрацию и принятия решения о санкциях против нее. Было бы полезным, если международные организации ООН, ОБСЕ и другие, а также великие державы, как минимум, заявили бы, что в случае еще одной подобной военной авантюры Баку, мировым сообществом будет тотчас окончательно признана независимость Нагорно-Карабахской Республики. Нагорный Карабах оплачивает жизнями своих военнослужащих агрессивную несостоятельность азербайджанской правящей администрации и отсутствие политической воли мирового сообщества. Международное сообщество имеет все рычаги воздействия на бакинскую администрацию для трансформации в ответственную и зрелую, ее сдвига в конструктивном направлении признания НКР, принятия концепции мирного сосуществования Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики, соблюдения ранее достигнутых международных соглашений, в том числе и с НКР.
Баку игнорирует международно-правовые реалии, установившиеся по итогам Отечественной войны 1991-1994 годов. Предпринимаются попытки поставить под сомнение суверенитет НКР над реинтегрированными территориями. Изменить новые реалии никому не удастся, даже, несмотря на то, что бакинская администрация систематически пытается дестабилизировать ситуацию в регионе и ведет массированную кампанию дезинформации в мире. Для бакинских милитаристов, мыслящих в категориях колониальных войн XIX века, самый страшный враг – это знания и просвещенная мысль мирового сообщества XXI века по азербайджано-карабахскому конфликту.
Как и в годы азербайджано-карабахской войны 1991-94 годов, Азербайджан продолжает нарушать Резолюции СБ ООН № 822, 853, 874, 884, что выражается в продолжении боевых действий в виде эскалации диверсионно-террористических атак на НКР и активизации действий снайперов, угроз снова прибегнуть к военной силе, отказе от прекращения враждебных актов в виде экономической, транспортной и энергетической блокады Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики, отказе от прямых переговоров с Нагорно-Карабахской Республикой.
Баку демонстративно игнорирует подписанное Азербайджаном, НКР и Арменией под эгидой ОБСЕ соглашение от 4 февраля 1995 года об укреплении режима прекращения огня. А ОБСЕ никак не реагирует на это безобразное поведение Азербайджана. В астраханской декларации подчеркнуто, что для урегулирования проблемы политико-дипломатическим путем необходимы дополнительные шаги в направлении укрепления взаимного доверия, а также в направлении укрепления режима прекращения огня. Очевидно, что большое значение в цивилизованном урегулировании сыграли бы меры доверия, такие как, взаимное признание НКР и Азербайджана, отказ Азербайджана от территориальных претензий на Нагорный Карабах и Армению, покаяние руководства Азербайджана за геноцид и этнические чистки, укрепление режима прекращения огня и прекращение Азербайджаном снайперского обстрела и диверсионно-террористических провокаций на границе, прекращение Азербайджаном антиармянской пропаганды в СМИ и системе образования, формирование благоприятного общественного мнения. Азербайджан должен навсегда отказаться от враждебных действий и, прежде всего, от вооруженной интервенции, блокады и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных на уничтожение или ограничение суверенитета, изменение политических, экономических, культурных основ Нагорного Карабаха и права его народа свободно избирать формы своего национального существования», заявил Рубен Заргарян.
|